"Я - Чайка!", фильм об актрисе Валентине Караваевой

Участница
Аватар пользовательницы

"Я - Чайка!", фильм об актрисе Валентине Караваевой

Сообщение 13 мар 2016, 20:21

На днях посмотрела короткометражный документальный фильм "Я - Чайка!" режиссера Георгия Параджанова (племянника великого Сергея Параджанова). Кино уже далеко не новое, 2000-го года, но прежде я не слышала ни о нем, ни о его героине - актрисе Валентине Караваевой. Впечатления остались неоднозначные. Пытаюсь в них разобраться, а заодно - поделиться с вами. Фильм довольно тяжелый, поэтому подробное описание я спрячу под спойлер.

не рекомендую читать и знакомиться с картиной людям со слабыми нервами
Итак, в 1998 году в одном обычном московском доме затопило несколько квартир. Жильцы долго звонили-стучали в дверь квартиры, где произошла авария, но никто не открыл. Соседи сообщили, что уже очень давно не слышали из-за стены "заунывного" голоса одинокой старушки, раньше постоянно читавшей какие-то монологи. Милиция взломала дверь. В затопленной, захламленной однушке было обнаружено, мумифицированное уже, тело женщины, скончавшейся, предположительно, около двух месяцев назад. Она лежала на полу в нарядном платье, раскинув руки, а над ней "летала" прикрепленная за веревку к потолку чайка, сделанная из папье-маше и перьев. В квартире, задрапированной черной тканью, почти не было мебели, зато было много театрального реквизита, на стенах висели портреты Чехова и Толстого. Также было найдено огромное количество писем, не адресованных никому, дневников, а самое главное - кинопроектор, пожелтевший от времени бумажный экран на стене, небольшая любительская кинокамера и бесчисленное количество кинопленки.

Умершей была 70-летняя Валентина Караваева. В 1942 году, сыграв главную роль в фильме "Машенька", она стала одной из самых знаменитых советских актрис и самым молодым лауреатом Сталинской премии. Но вскоре после этого Валентина попала в автокатастрофу, оставившую у нее на лице шрам. Тут надо заметить, что "обезображенной" (как пишут все СМИ) назвать Караваеву трудно. Стоит ли говорить, что актер-мужчина, получи он подобное увечье, наверняка продолжал бы сниматься, играл бы характерные роли, а шрам публика называла бы не иначе как "изюминкой"? А Валентина Караваева навсегда лишилась работы в кино, за исключением эпизодических ролей в малоизвестных фильмах, которые получала крайне редко. Какое-то время актриса работала в театрах, затем - на озвучке иностранных фильмов - дублировала, в числе прочих, Бэт Дэвис, Марлен Дитрих. Недолго была замужем за англичанином, уехала за рубеж, пыталась сделать там пластическую операцию, но та прошла неудачно - шрам все равно оставался заметен. Овдовев, Караваева вынуждена была вернуться в СССР. Из-за брака с иностранцем и жизни заграницей ее стало преследовать КГБ, бывшие коллеги шарахались, как от прокаженной. В итоге затравленная властью и коллегами, всеми забытая актриса стала вести нищенское существование. Последние 30 лет жизни Валентины прошли в полном одиночестве в крошечной однокомнатной квартире.

В этой квартире, изо дня в день, зарядив пленку в старую кинокамеру, все эти годы она снимала себя: в гриме и самодельных костюмах играла перед камерой роли из любимых пьес, которые не довелось сыграть ни на сцене, ни в кино. Звук параллельно записывала на допотопный катушечный магнитофон. Затем относила пленку на проявку в фотомастерскую, после чего - единственный зритель - отсматривала материал на маленьком экране на стене. Километры пленки, одни и те же монологи, каждый день...

После незаметной смерти Караваевой, начинающий режиссер Георгий Параджанов, прочитав крохотный некролог в газете, заинтересовался судьбой актрисы. Параджанову удалось попасть в опечатанную квартиру, забрать и спасти некоторые пленки, приготовленные на выброс (не все, т.к. большинство из них "рассыпалось прямо в руках"). Отрывки этих домашних съемок он поместил в свой фильм. В этих фрагментах - почти гениальная актерская игра, пробирающая до дрожи. Завораживающий голос, энергетика, огромный нерастраченный потенциал.


Фильм получил приз "Золотая медаль братьев Люмьер" за "возвращение кинообраза", а также приз министерства культуры РФ. На 57-м Венецианском кинофестивале он вошел в состав 20-ти лучших документальных картин Европы.

Сам фильм:
phpBB [video]


Итак, картина позиционируется как тяжелая, гнетущая история о боли, безысходности, мраке, безумии. Черно-белые кадры - опустевшая квартира, кучи кинопленки, заброшенная могила у бетонной кладбищенской стены, полная луна, зловеще выглядывающая из-за туч... Караваева предстает перед нами сошедшей с ума, бесконечно несчастной, одинокой женщиной, настоящим фриком. Честно говоря, первое мое впечатление было таким же. Но я стала читать многочисленные рецензии, будто написанные под копирку, и задумалась: а так ли это?

Полное одиночество, нереализованный талант, травля и непонимание - старые, избитые сюжеты. Люди, живущие в таких условиях, чаще всего спиваются или кончают жизнь самоубийством. Но, если подумать, Караваева жила! В сложившихся обстоятельствах она делала лучшее, что могла, и, возможно, в те моменты была счастлива. Пусть у нее не было зрителя, кроме себя самой, но она занималась своим делом - играла. Каждый день, снова и снова реанимировала себя. Будучи собственным строгим критиком, доводила свою игру до совершенства.

Конечно, сумасшедшая старуха - яркий образ, над которым можно глумиться, тыкая пальцем и радуясь, что твоя-то мама или бабушка, хоть и с придурью, но хотя бы не такая - не лепит чаек, не наряжается в костюмы и не читает сама себе монолог Нины Заречной (ужас, что бы соседи сказали?). СМИ пишут, что квартира напоминала "обитель безумия", "юдоль скорби"... Но почему? Потому, что вместо привычных предметов мебели и "нормального", "как у всех" оформления интерьера там была драпировка, театральный реквизит, камера и экран. Кукольная чайка - как главный показатель безумия... Никто не считает фриками бесконечных одинаковых старушек, доживающих свой век на дачных участках, копающихся день-деньской в огородах, просиживающих весь день в квартире у телевизоров, на лавках у подъездов, поливающих грязью всех проходящих мимо соседей, ведущих однообразное, пустое существование. Но женщина, никому не мешавшая и не делавшая зла, а просто сохранившая в себе до старости жажду жизни, творчества, душевную молодость и красоту - ненормальна...

Возможно, я не права, но мое мнение таково: трагична не столько судьба Валентины Караваевой, сколько отношение к ней.



Назад